19 Апрель 2024 | Время чтения: 4 минуты
Новый музыкальный трек Рустэма Султанова "Журавлиный клин", который он выпустил в соавторстве с Борисом Орловым - это не просто песня, это возвращение к отечественным традициям популярной музыки. С запоминающимся и интуитивно "правильным" текстом, новинка от неординарного для нашей сцены автора и исполнителя, продолжает серию его музыкальной кладези, отличающейся чёткой текстовой и музыкальной выверенностью.
Мало создать новую хорошую песню, похожую и на наличествующие в багаже конкретного автора-исполнителя реальные хиты, и на «почти хиты», и даже имеющую нечто общее с классикой мировой поп- или рок-музыки. Нужно, чтобы люди слушали эту песню здесь и сейчас и, коль она поётся на русском языке - в нашей стране.
Но что такое удачная песня в России? Это, в первую очередь, песня с запоминающимся и интуитивно "правильным" текстом, не столько даже злободневным, сколь уходящим в отечественные традиции популярной музыки в широком смысле слова. О литературоцентричности нашей песенной культуры сказано немало, и новейший цифровой сингл Рустэма Султанова "Журавлиный клин" с текстом Бориса Орлова - это именно та песня, которая слушается для нашего слушателя чем-то хорошо знакомым, и прежде всего в плане текста. Будучи неординарным для нашей сцены автором и исполнителем, Рустэм Султанов потихоньку приучает слушателя к тому, что его материал отличается чёткой текстовой и музыкальной выверенностью, если угодно - обоснованностью. Новинка не стала исключением.
Отечественный слушатель на протяжении последнего более чем полувека не раз встречался с образом журавлиного клина или, если угодно, журавлиной стаи, в далеко не одной ставшей популярной песне. Каким бы новым по музыке не было песенное произведение - но обращение в тексте к привычному образу даёт автору-исполнителю точное попадание в "десятку" эмоциональной мишени широкой аудитории. И в этом заслуга постоянного соавтора Рустэма Султанова, поэта Бориса Орлова - как бы ни было прекрасно и эмоционально понятно творчество музыканта, но именно тексты песен выводят их на новый уровень, уровень смыслового понимания и даже запоминания. Что ж, у нас тексты помнят лучше, нежели музыку. Именно песенный текст в России создаёт атмосферу музыкального произведения и даёт эффект погружения слушателя в нужные эмоции - тем более, что Борис Орлов словом владеет виртуозно, являясь своего рода магом подсознательного мира человека и слушателя. И в "Журавлином клине" он отразил все смыслы мифов о журавлях: журавли как "символ павших и рождённых вновь", как символ весны и новой жизни, предвещающий не только рождение детей, но их долгую жизнь. Так что в наше непростое время "Журавлиный клин" - это не просто нужная нам всем песня, это - настоящий манифест оптимизма, причём оптимизма вечного, а не привязанного к моменту и месту.
Отметим в очередной раз укоренённость самого Рустэма Султанова как автора в подлинной традиции отечественной поп-песни, когда подобные гимны оптимизма имеют своей музыкальной формой не темповое произведение, а красивую, причём с учётом самых современных выразительных средств, балладу. Уместно сказать, что в этом смысле "Журавлиный клин" наследует уже забытым ещё советским песням о журавлях, но на новом витке чисто музыкальной эволюции.
В данный момент Рустэм Султанов работает одновременно над четырьмя альбомами в стилистиках инди-рок, инди-чиллаут, классический кроссовер и джаз. "Журавлиный клин" - второй после трека "Произошло" пилотный сингл альбома в стилистике инди-чиллаут. Как и ранее, Рустэм Султанов трактует это стилистическое понятие, отталкиваясь от лучших мировых музыкальных традиций, и поэтому новейший сингл вызывает у слушателя невероятное чувство на уровне эмоций, что ты слышал "Журавлиный клин" уже много-много раз, и эта песня тебе знакома. Нет, это новинка, но за такую работу с привычным и комфортабельным звучанием авторов и студийных исполнителей новинки можно только похвалить.
Всё дело - в крайне серьёзной, даже можно сказать, академической, аранжировке этой баллады. Там, где иные берутся за набор псевдо- и просто оркестровых сэмплов, у Рустэма Султанова правит бал такой понятный каждому слушателю инструмент, как гитара. Точнее, несколько атмосферных партий электро- и акустических гитар, виртуозно записанных Григорием Голубевым с должной обработкой. Благодаря этому прозрачному, но насыщенному гитарному звучанию, моментально заставляющему вспомнить рок-классику великой группы Pink Floyd, у слушателя лишь усиливается впечатление доброты и оптимизма, изначально заложенных в тексте: тёплый гитарный звук обеспечивает тёплую атмосферу песни в целом. Аранжировщик Андрей Тимонин ещё более усилил это ощущение привычными современному слушателю сэмплами струнной секции оркестра и ненавязчивым ритмическим допрограммированием, естественно вписывающимся в музыкальную ткань пьесы.
С цифровым синглом "Журавлиный клин" Рустэм Султанов в очередной раз продемонстрировал, что это такое - композиторский опыт в сочетании с умением правильным образом быть современным и в музыкальном материале, и, тем более, в его аранжировке. Но автор не просто хороший мелодист из тех, кто в курсе всех новинок - с середины 1980-х гг. Рустэм Султанов записал и выпустил восемь полноразмерных альбомов, не считая отдельных синглов. Этот опыт в сочетании с чётким пониманием того, что именно ждёт от современной песни слушатель - и есть залог того, что "Журавлиный клин" оказался той вполне серьёзной по тексту песни, которой дождался наш слушатель.