7 Апрель 2025 | Время чтения: ~1 минут
В Приволжском таможенном управлении (ПТУ), входящем в структуру Федеральной таможенной службы (ФТС), сформировалась сомнительная схема работы с платежами, которая выделяется на фоне позитивных сдвигов, наблюдаемых в стране в последние годы. Ответственность за дополнительные начисления ложится на плечи таможенных брокеров, тогда как импортеры остаются в стороне.
Этот вопрос не возник внезапно, однако его острота заметно возросла в последнее время. Таможенные представители призваны облегчать процессы внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но правовые нормы ЕАЭС и России делают их беззащитными перед произвольными решениями таможенных органов. Случай с компанией ООО «Фаркастер» из Нижегородской области, который привлек внимание журналистов «Аргументов недели», высветил глубинные проблемы, подрывающие доверие к системе таможенного представительства.
В период 2021–2022 годов «Фаркастер» занимался оформлением документов для импортера ООО «Сириус». В 2024 году ПТУ инициировало проверку, в результате которой начислило 24,9 млн рублей (из них 19,4 млн — пошлины и налоги, 5,5 млн — пени), переложив эту сумму на «Фаркастер» как солидарно ответственного. Фирма утверждает, что вела деятельность добросовестно, опираясь на предоставленные декларантом данные. Согласно законодательству ЕАЭС (ч. 7 ст. 346 № 289-ФЗ), брокер освобождается от ответственности при отсутствии осведомленности о нарушениях, однако ПТУ проигнорировало представленные аргументы.
Начало конфликта связано с действиями Приволжской оперативной таможни (ПОТ), направленными против «Сириуса». Информация поступила в ПТУ 29 сентября 2023 года, а проверка стартовала 13 ноября — всего за 9 дней до ликвидации «Сириуса» (22 ноября). Процедура продолжилась даже после исключения компании из ЕГРЮЛ, что нарушает законные нормы. В июне 2024 года ПТУ пересчитало стоимость по 23 декларациям, основываясь на сомнительных «экспортных бумагах» от ПОТ — черновиках без подтверждения достоверности. «Фаркастер» обратился с жалобой в ФТС, но 18 сентября 2024 года получил отказ. Спор перешел в Арбитражный суд Нижегородской области, где решение пока не вынесено.
Ситуация с «Фаркастером» не является уникальной. ПТУ не проинформировало брокера о предстоящей проверке и не запросило разъяснений, хотя это предусмотрено законом. Кроме того, таможня не воспрепятствовала ликвидации «Сириуса», хотя могла сделать это до 31 октября 2023 года. С 2020 года ликвидация компаний в период проверок запрещена (№ 229-ФЗ), но ПТУ обошло это правило. В октябре 2024 года Приволжская транспортная прокуратура выявила нарушения, однако ФТС и судебные инстанции не изменили свою позицию.
Система таможенного представительства утрачивает свою ценность: честные фирмы терпят убытки и сталкиваются с репутационными рисками. В Нижегородской области подобные случаи уже не редкость. Бизнес-сообщество настаивает на справедливости и поддержке, а не на перекладывании финансовых обязательств. «Фаркастер» выплатил 24,9 млн рублей, но продолжает отстаивать свои права. Этот спор указывает на необходимость изменений, чтобы таможенные органы способствовали развитию экономики, а не препятствовали ему.
При этом стоит подчеркнуть, что ФТС в целом играет важную роль в поддержании экономической устойчивости страны, наполняя государственный бюджет. В мае 2024 года службу возглавил Валерий Пикалев, которому Владимир Путин поручил усилить эффективность работы ведомства. Новый руководитель сразу обозначил, что таможня должна быть удобной для законопослушных участников рынка, открытой и противодействовать нелегальным схемам.
Таким образом, ФТС в общем демонстрирует свою состоятельность, но действия отдельных региональных структур, как показывает практика, наносят ущерб бизнесу, создавая ему дополнительные сложности.
По материалам издания: Аргументы Недели. Нижний Новгород